Театрализованные игры для детей дошкольного возраста

07.11.2023

Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей дошкольного возраста, является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания.

Игровая деятельность в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) направлена на формирование личности ребёнка. Театрализованные игры в этом смысле — наиболее подходящий вид деятельности, поскольку в них происходит всестороннее развитие дошкольников. В связи с этим педагог должен ответственно подходить к выбору игр и упражнений.

Театрализованная деятельность близка и понятна детям, потому что связана с игрой, кроме этого, у детей дошкольного возраста занятия театрализованной деятельностью способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. У дошкольников развивается интуиция, умение комбинировать образы, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей, раскрепощению и повышению самооценки.

Театрализованные игры учат детей ориентироваться в пространстве, строить диалог с партнером; развивают зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражняют в четком произношении слов.

Игры и упражнения на развитие речи, дыхания и голоса, используемые в театрализованной деятельности, совершенствуют речевой аппарат у детей дошкольного возраста. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок, с игрушками или куклами, помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры, сценки, сказки в исполнении кукольного театра позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, дети учатся замечать и оценивать свои и чужие промахи, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Театрализованные игры, представленные в статье, способствуют развитию фантазирования, поддержанию интереса к театральному искусству, спонтанному эмоционально окрашенному поведению.

Игры можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста, а также они могут быть адаптированы для детей младшего дошкольного возраста.

Игры содержат описание необходимых атрибутов (куклы на руку или бибабо, мягкие игрушки высотой около 20 см и др.), варианты применения.

Театрализованные игры можно использовать в образовательной музыкальной и театрализованной деятельности, программе праздников и развлечений, предлагать детям заниматься самостоятельно.

В представленных разработках использовано сочетание различных методов и приемов: слуховая и зрительная наглядность, художественное слово; практический метод (действия педагога и детей). В процессе игр дошкольники постоянно привлекаются к различным видам голосовой, речевой и двигательной активности, что повышает интерес детей и способствует мотивированному овладению навыками.

Театрализованная игра

«Цветные мешочки»

для детей 4 – 7 лет


Цель: развитие фантазии и воображения.

Задачи:

  • вызывать интерес к театрализованной деятельности;
  • способствовать развитию фантазирования и спонтанного сочинительства;
  • воспитывать коммуникативные навыки.

Описание:

Три цветных мешочка, в которых находятся игрушки для импровизированного представления (резиновые, мягкие, машинки, животные, фрукты, овощи и т.п.);

Варианты:

Для индивидуальной работы. Ребенок выбирает мешочек. Разыгрывает сценку с игрушками (с помощью взрослого или самостоятельно), которые находятся в мешочке.

Для работы в подгруппе. Дети выбирают себе мешочек. Каждый придумывает свою сказку. После этого дети могут поменяться игрушками и сочинить новые истории.

Дети инсценируют знакомые стихотворения.

Театрализованная игра

«В мире эмоции!»

для детей 4 – 7 лет

Цель дидактической игры «Эмоции» – обучение умению проявлять и различать человеческие чувства, правильно на них реагировать.

Задачи:

- знакомство с разными человеческими чувствами;

- обучение способности узнавать определенные положительные и отрицательные эмоции;

- развитие способности по мимике, жестам, интонациям определять эмоциональное состояние человека;

- социализация, развитие коммуникабельности, отзывчивости, дружественности;

- улучшение концентрации внимания, пространственной ориентации;

- развитие логического и творческого мышления, речевых навыков, умения строить диалог и монолог;

- улучшение моторики пальцев рук.

Описание. Существуют несколько вариантов дидактической игры «Эмоции» для дошкольников. Для простого занятия педагог раскладывает картинки на столе. Дети подбирают для изображенных мальчика и девочки разные губы, носы, глаза, пока не получится определенное эмоциональное состояние. Участники объясняют, какую эмоцию им удалось изобразить, показывают ее на своем лице (при желании дополняют жестами, фразами). 

Игру можно провести для пары участников. Дети изображают на бумажных лицах определенные чувства, затем придумывают диалог от созданных персонажей, воспроизводят его с соответствующими жестами и интонацией.

Для младших дошкольников подойдет простая игра «Угадай эмоцию». Каждый из участников по очереди изображает определенное эмоциональное состояние: веселье, грусть, скуку, злость, недовольство, обиду, страх, любопытство, усталость, растерянность, любовь и прочие. Другие игроки должны догадаться, что за чувство пытается изобразить их приятель, назвать его.

Театрализованная игра

«Театр на ложках»

для детей 4 – 7 лет

Цель: Приобщение дошкольников к театральной деятельности. Развитие интереса к различным видам театра, развитие мелкой моторики, развитие всех сторон речи. Развитие эмоциональное выразительности речи и мимики. Развитие творчества, эмоционально-личностного развития, интересов, склонностей, потребностей детей. Развитие игровой мотивации детской речи. Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

Формирование нравственно-эстетического словаря. Доставлять эмоциональное удовольствие.

Задачи:

поддерживать интерес к театрализованной деятельности;

совершенствовать умение согласовывать слова и движения;

воспитывать коммуникативные навыки.

Описание.

Этот вид театра может использоваться как в подгрупповой, так в индивидуальной совместной деятельности с детьми. Обеспечивает возможность выбора ребенку персонажей.

Игровые занятия с ложками включают разыгрывание знакомых сказок, литературных произведений, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т.д.).

Дети с удовольствием используют этот вид театра.


Использован материал с сайтов vospitatelds.ru, akademiarechi.ru, nsportal.ru, maam.ru 

Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать