Роль развивающей предметно-пространственной среды в группе для формирования безопасного поведения у дошкольников

27.12.2022

Консультация для педагогов

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире и представляет серьезную проблему современности. Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.

Система образования активно работает над проблемой обучения детей безопасному поведению. Наша задача донести до ребенка очень сложные вопросы, причем донести так, чтобы он затаив дыхание и с восторгом поглощал всю информацию. Все мы - педагоги, родители, воспитатели - пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Как сделать, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности?

Этому способствует планомерная профилактическая работа с детьми в приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетена с познавательным процессом.

В новом федеральном государственном образовательном стандарте в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования говорится, что формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) у дошкольников реализуется через содержание образовательной области «Безопасность».

В процессе освоения данной области дошкольники получают навыки обращения с опасными предметами, используемыми в быту, учатся использовать полученные знания на практике и применять при встрече с опасными жизненными ситуациями.

Создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды является важным условием для формирования безопасного поведения у дошкольников.

Основные функции РППС для формирования безопасного поведения у дошкольников:

1. Воспитательная функция.

Наполнение и построение развивающей среды должны быть тщательно сориентированы на создание воспитательных ситуаций в конкретных условиях проживания.

2. Развивающая функция.

Развивающая среда по формированию навыков безопасного поведения на улице и дороге организуется с учётом индивидуальных особенностей детей конкретной группы и степенью усвоения ими необходимых знаний и навыков.

3. Организующая функция.

Имеет в своей основе цель предложить ребенку атрибуты, игры, двигательные игрушки для активного их использования в разных видах деятельности по формированию навыков безопасного поведения на улице.

Учитывая все эти функции, в детском саду необходимо создавать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду.

Первое, что сюда относится, это центр безопасности.

Центру необходимо выделять определённое место, с учетом того, что он должен быть удобным, доступным детям, отвечать требованиям безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. Оснащение следует подобрать, в соответствие с возрастными требованиями и требованиями общеобразовательной программы ДОУ.

Центр безопасности содержит:

1. Плакаты по ОБЖ, альбомы с наглядно-демонстрационным материалом.

2. Немаловажную роль в центре безопасности играют макеты. Поскольку с помощью макета ребенок может смоделировать ситуацию и проиграть, а это способствует развитию интеллектуальных способностей, расширению кругозора.

Необходимо дополнить его макетами:

- «Город», в который дети, играя, закрепляют знания о всех видах транспорта: наземный транспорт: (специальные машины, грузовые, легковые, водный транспорт, воздушный;

- «Улица», «Перекресток» с дорожными знаками, способствующие закреплению знаний по правилам дорожного движения и названий дорожных знаков, здесь дети совершенствуют умение решать на модели дорожные ситуации, активизируют словарь (проезжая часть, сигналы светофора, перекресток);

3. Также, центр безопасности, следует оснащать набором дорожных знаков, такими наглядными пособиями, пособиями ТСО и играми по обучению детей ПДД как «Соответствие: дорожные знаки», «Дорожная азбука», «Знаки на дорогах», конспекты занятий «Правила дорожного движения», «Зимняя дорога», «Школа пешеходных наук», презентации «Дорожная азбука», «ПДД – переход улицы», «Профессия полицейский», «Безопасное поведение на дороге», «Правила поведения в общественном транспорте», «Профессия шофер», плакаты «Правила дорожного движения», атрибутами к с/р игре «Автобус» (кепка водителя, руль, сумка кондуктора, билеты, машинами специального назначения.) Кроме этого здесь мы можем знакомить детей с работой регулировщика (в этом помогут схемы жестов регулировщика, атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

4. Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности, необходим уголок «Противопожарной безопасности».

Основная цель которого, расширение знаний об окружающей действительности и работе пожарных, о правилах безопасного обращения с бытовыми приборами и правилам поведения в случае пожара.

Большое значение в формировании основ безопасности несут дидактические игры. Основная цель таких игр - привить навык правильного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в быту.

Следующая составляющая – это настольно-печатные игры, которые помогают развитию логического мышления и мыслительных операций.

Немаловажную роль в формировании у детей навыков безопасного поведения играют сюжетно-ролевые игры. Используя обычные предметы детской мебели и атрибуты, необходимые для организации сюжетно-ролевых игр, детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой, тем самым, формируя основы безопасного поведения.

Следующая составляющая: библиотека, так как литературные произведения служат примером для детей. Литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни. Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность.

Работа по обучению детей дошкольного возраста безопасному поведению ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически и постоянно.

«Самое дорогое у человека – это жизнь», - писал А. Н. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все изгибы и превратности нашего бытия. И от того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.

Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать