Дидактические игры по безопасности в ДОУ
Карточки, задания, изображения, игры по пожарной
безопасности
Настольные и подвижные игры по безопасности для
дошкольников
Пожарная опасность Цель игры — посредством демонстрации тематических изображений углубить представление о разных ситуациях, возникающих при пожаре, сформировать правильное поведение при возникновении чрезвычайной ситуации. Занятие развивает память и речевые навыки, способность концентрировать внимание и логически мыслить.
Для каждого игрока необходимо подготовить карточки-лото, разделенные на 10 квадратных секторов. Педагог показывает воспитанникам 10 сюжетных иллюстраций, показывающих возможные ситуации на пожаре. Например:
ребенок выскочил из горящей квартиры на балкон;
семья разожгла костер на лесной поляне;
загорелась микроволновка на кухне;
вспыхнула гирлянда на рождественской елке;
мама оставила утюг горячей поверхностью вниз на гладильной доске;
маленький ребенок нашел спички на столе;
задымилась розетка;
сбежавшее на плите молоко погасило огонь;
искры с камина упали на ковер;
дедушка задремал с сигаретой во рту.
Воспитатель предлагает
детям объяснить ситуацию на картинке, рассказать, что нужно делать в возникшей
ситуации. Игрок, давший верный и максимально развернутый ответ, получает
карточку, которой закрывает соответствующее изображение на поле лото. В конце
игры педагог подсчитывает, у кого сколько картинок закрыто. Побеждает игрок,
правильно рассказавший о наибольшем числе пожарных ситуаций
Хороший и плохой огонь
Игра закрепляет представление о том, что огонь нужен для выполнения множества дел, и он полезен, если с ним правильно обращаться. Но при неправильном обращении огонь становится чрезвычайно опасным.
Для
занятия необходимо подготовить карточки, изображающие ситуации, в которых огонь
выступает плохим и хорошим явлением, а также фишки по числу игроков. Дети
рассаживаются вокруг стола. Педагог кладет картинки в центр стола. Каждый игрок
по очереди рассказывает, когда огонь приносит пользу или вред. Правильно
ответив, ребенок кладет фишку на соответствующее рассказу изображение. Важно, чтобы
дети вели монолог развернуто, чтобы их речь была четкой и грамотной
Горючее или негорючее
Подвижная игра закрепляет знание о степени горючести разных предметов и субстанций, развивает навык быстрого реагирования на действия другого человека.
Дошкольники формируют круг, педагог становится в его центр. Назвав предмет или материал, воспитатель бросает мяч ребенку. Если названый объект горючий (древесина, бумага, ткань, порох, бензин), игрок отбивает мяч, если нет (вода, снег, железо, кирпич), ловит его. Ошибившийся ребенок покидает круг. Победителем становится последний оставшийся в игре воспитанник.
Сложи картинки
Игра закрепляет знание о том, как вести себя, когда начинается пожар.
Для занятия нужно подготовить несколько пар картинок: одна иллюстрирует пожарную ситуацию, другая — что нужно делать. Вторую картинку из пары, то есть отвечающую на вопрос, необходимо разрезать на несколько частей по принципу пазлов. Педагог демонстрирует картинку ситуации, затем просит игрока сложить второе изображение. Выполнив задачу, дошкольник развернуто рассказывает по получившейся картинке, что нужно делать при возникновении чрезвычайной ситуации.
Вот примеры пожарных ситуаций и ответов:
появился очаг пожара — набрать номер пожарной службы;
помещение задымлено — на четвереньках добраться до выхода;
загорелась одежда на теле — лечь на землю, перекатываться в разные стороны;
пошел дым из бытового прибора — выключить из розетки, закрыть плотной тканью;
загорелась сухая трава — закидать землей;
пахнет газом в комнате — распахнуть окно, набрать номер газовой службы;
в помещении скопился едкий дым — дышать через смоченную водой ткань.