Экологический уголок группы, как средство формирования основ безопасного поведения детей в природе
Консультация для педагогов.
Природа – самое удивительное из того, что нас окружает, в природе нас ждет немало интересных встреч, но при условии внимательного и осторожного обращения с ней. Природа дарит человеку незабываемые минуты духовного и физического отдыха и здоровья. Поэтому в процессе общения с ней дети осознают необходимость ее сохранения как среды жизни, источника здоровья. Они осваивают правила поведения в природе на отдыхе, собирая грибы, ягоды, лекарственные растения, учатся быть хозяевами своего дома – планеты Земля.
Несчастные случаи, которые происходят в природных условиях, плохо освещаются и кажутся редкими. К тому же городские жители могут из-за недостатка знаний недооценивать всех опасностей в этой области.
В настоящее время несомненна необходимость обучения основам безопасности не только взрослых, но и детей. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником в детском саду и станет воспитатель. Его состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.
Экологическая развивающая среда включает в себя правильную, с экологической точки зрения, организацию зоны природы в помещении и на участке и предметную среду с экологической направленностью.
В ДОУ можно создать экологическую развивающую среду, как совокупность средств экологического воспитания и обучения, что и будет выступать одним из главных условий формирования экологической культуры дошкольников и основ безопасного поведения в природе. Средства можно определить, как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс.
Уголок природы. Главная его особенность и преимущество – непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет педагогу на протяжении всего учебного года использовать уголок природы для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности дошкольников. Уголок природы позволяет развивать наблюдательность, формирует трудовые навыки и умения. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок живой природы прививает эстетический вкус. Его компоненты: животные и растения.
Представим опыт создания экологического уголка "Эколята-Дошколята",
- Развивать познавательный интерес к природе, психические процессы (память, речь, мышление, внимание), логическое мышление, познавательно-исследовательскую деятельность;
- Формировать представление о системном строении природы;
- Воспитывать у детей познавательный интерес к природе, желание ухаживать за растениями и животными на воспитание доброго и чуткого отношения к ним;
- Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- Приобщать детей к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- Рразвивать у детей самостоятельность и ответственность
Уголок "Эколята - дошколята" – это одна из игровых и учебных зон нашей группы. Он органично вписался в интерьер и стал украшением групповой комнаты. Уголок является местом систематического труда и наблюдений воспитанников, где они имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность.
В уголке можно увидеть и познакомиться с правилами поведения в природе, с логотипом "эколята". Развитие представлений дошкольников об основах безопасности в природе проводится в форме занимательной, увлекательной игры с друзьями – эколятами, которые берегут лес и его обитателей. Сказочные персонажи с первых минут знакомства становятся настоящими друзьями нашим детям. Кто лучше сможет погрузить "Эколят – дошколят" в таинственный мир экологии, познакомить с тайнами природы? Конечно, сказочные друзья Эколята.
В экологическом уголке собраны художественные произведения о природе: сказки, рассказы, загадки, стихи, пословицы и поговорок. Время от времени организуются выставки книг, созданных руками детей.
Подобрана картотека дидактических игр: "Найди листочек", "Сортировка мусора", "Чистюля", "Явления природы", "Птицы", "Времена года" и т.д.
Собраны тематические альбомы "Лекарственные растения Челябинкой области", "Ядовитые растения", "Грибы", "Опасные грибы", "Дикие животные", "Насекомые".
Для ознакомления с природными явлениями, опасными ситуациями в природе, растениями, создана картотека сюжетных картин и иллюстраций.
Обязательным для экологического уголка является природный материал.
Все материалы и игры являются полифункциональными и используются в различных видах деятельности, для сюжетно-ролевых игры, для поделок и аппликаций и т.п.
Дети с большим удовольствием занимаются в экологическом уголке, играют с героями, очень популярны в самостоятельной деятельности дидактические игры. Многие уже сами могут рассказать правила безопасности в природе другим детям, стремятся поделиться своими знаниями со взрослыми.
Таким образом, наш уголок , воспитывает у детей познавательный интерес к природе, формирует представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщает детей к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; развивает у детей самостоятельность и ответственность.